Как продлить жизнь турбированному двигателю? Важные правила, которые необходимо знать!
Современные силовые агрегаты "заточены" под низкий расход топлива, и порядочную мощность. Из них выжимают все соки и форсируют всеми возможными и невозможными способами. Когда речь заходит о мощности и экономичности, то обойтись без турбины просто невозможно.
Одна, две или даже три турбины — на сегодняшний день нормальное явление! Многие из нас ошибаются, когда считают, что мотор с турбокомпрессором — это такой же атмосферник, только с мощнее и в этом все отличия. Нет, на самом деле турбовый движок — это кардинально другой агрегат, с массой нюансов, от знания которых будет зависеть срок службы этого мотора.
В этой статье, я хочу рассказать о правилах эксплуатации турбированного двигателя, проще говоря о том, как продлить срок службы двигателя с турбиной. Поехали!
Качество масла и его уровень
Если атмосферные моторы могут работать на "каком-то там" масле, то с тубовыми собратьями все намного сложнее. Масло должно быть качественным, соответствовать требованиям данного двигателя, а его уровень не должен падать ниже установленной отметки. Масляное голодание само по себе страшное явление для любого движка, но для турбированного представителя это верная "смерть". Смазка в моторах с турбокомпрессором загрязняется больше за счет особенностей этого типа двигателей, поэтому и замена такого масла должна проводиться строго по регламенту, а лучше еще раньше. Масло в турбовых движках смазывает и охлаждает "улитку", подшипники, а также другие ее компоненты. Если вы что-то напутаете с маслом и вместо масла с положенными допусками зальете обычное, то из-за сильного нагрева, который дает турбина, такое масло может начать гореть, сворачиваться и т. д. Дальнейшее развитие событий будет сложно предсказать хотя в большинстве случаев итог один — неисправность турбины и мотора в целом.
Актуально: Детально о том, что такое турбояма и о причинах ее появления
Запуск двигателя
Запуск двигателя — это всегда урон для силового агрегата, так как все детали начинают свою работу практически в условиях масляного голодания, так как насос еще не успел подать холодное масло к трущимся поверхностям. Для турбины такой запуск это всегда большая нагрузка, и если не учитывать этот факт, то очень скоро вы узнаете о том, что такое ремонт турбомотора и сколько стоит замена улитки. Чтобы минимизировать ущерб таких холодных запусков производителями были придуманы различные ухищрения. Речь о маслах, которые сохраняют свою текучесть даже при отрицательных температурах, предпусковых подогревателях, свечах накала и т. д. Прежде, чем завести мотор, на котором установлена турбина, рекомендуется подогреть ОЖ при помощи "Webasto" (предпусковой подогрев двигателя). Водители "старой школы" рекомендуют немного покрутить стартером перед тем, как завести мотор.
Это интересно: Зимняя эксплуатация автомобильных дворников: основные ошибки и правила
Сразу после запуска не спешите включать передачу и ехать, дайте мотору прогреться. Да, большинство автопроизводителей утверждают, что в этом нет никакой необходимости, однако, это отдельная тема, которую я неоднократно поднимал. Практика же показывает, что минимальный прогрев все же необходимо проводить, 2-3 минуты работы двигателя на холостых позволят избежать проблем с турбиной и мотором в целом. После того как начнете движение не спешите давить на педаль газа, начните неспешное движение и дождитесь, когда мотор полностью прогреется во время движения. Только после этого можете смело давать полноценные нагрузки.
Остановка турбомотора
Если про холодный запуск и его вред все более или менее знают, то о том, что остановка такого "особенного" мотора тоже не такая как у атмосферного собрата — ведают немногие. Глушить турбодвигатель сразу после продолжительной поездки или просто после того, как вы двигались со скоростью выше 50 км/час, не рекомендуется. Есть много тех, кто вообще утверждает, что этого категорически нельзя делать. Все дело в том, что во время своей работы турбина прилично нагревается. Если после сильного нагрева "улитки", мотор сразу же заглушить, произойдет следующее, масляный насос перестанет подавать масло, которое не только выполняет роль смазки, но и отводит тепло от горячей турбины. Турбина продолжает вращаться даже после того, как вы заглушили двигатель, она горячая и практически без масла. Происходит ее перегрев, большой урон получают подшипники, нередко может наблюдаться деформация лопастей.
Чтобы недопустить подобного, рекомендуется не глушить турбодвигателя сразу после поездки, вместо этого дать ему поработать пару минут. Это позволит турбине остыть и отвести от нее большую часть тепла, а также снизить обороты. В подтверждение необходимости такой манипуляции можно привести функцию под названием турботаймер, которая по сути делает то же самое только без участия водителя. Вы просто выходите из авто и отправляетесь по своим делам, а мотор продолжает работать какое-то время и после остывания спустя какое-то время автоматически глушится. Функция очень удобна и позволяет продлить срок службы "турбовым движкам".
Езда на авто с турбиной
Существует много разных мифов и различных заблуждений по поводу эксплуатации таких двигателей, поэтому важно уметь отличать бред и паранойю от дельных советов. Приведу наиболее важные на мой взгляд советы относительно правил эксплуатации турбомотора.
- Избегайте длительные поездки на высоких скоростях, турбовые моторы этого не любят.
- Не допускайте длительной езды на низких оборотах (пробки, прогулки и т. д.). Старайтесь держать средние обороты и держать мотор в постоянной нагрузке.
- Давайте мотору нагрузку в виде кратковременных ускорений, а также резвых поездок. Не реже чем раз в неделю повышайте обороты и давайте мотору очиститься от копоти и нагара, для этого рекомендуется выезжать на трассу и удерживать скорость выше 90 км/час на протяжении 10-15 минут. Однако важно помнить, что длительные поездки на слишком высоких оборота и скоростях — это уже вред для турбомотора, особенно для дизельных представителей.
- Не допускайте продолжительной работы такого мотора на холостых оборотах. Это приведет к образованию нагара, сажи, налета и прочих продуктов "жизнедеятельности" турбокомпрессора.
Также помните о качестве топлива! От него тоже многое зависит, если топливо особенно дизельное низкого качества, это так или иначе отобразится на состоянии выхлопа, который в турбомоторах используется повторно и приводит в движение целую систему.
Рекомендую: Как проверить турбину дизельного двигателя? Диагностика неисправностей в домашних условиях
Соблюдение этих простых несложных правил позволит избежать проблем с турбиной и мотором в целом, поэтому не игнорируйте их, а делает привычкой. У меня все, напишите в комментариях как вы ухаживаете за турбомотором своего авто и какие правила эксплуатации на ваш взгляд следует соблюдать при эксплуатации турбовых двигателей.
Особая благодарность всем, кто поделится ссылкой на статью со своими друзьями в соц. сетях, для этого достаточно использовать кнопки, расположенные чуть ниже.