Как правильно выбрать моторное масло?
Выбор масла, будь то моторного или трансмиссионного — ответственная процедура, требующая соответствующего подхода. Очень часто у автомобилистов возникает проблема с выбором правильного масла, это и неудивительно, ведь на сегодняшний день выбор усложняет очень широкий ассортимент. Кроме ассортимента, существует множество разных производителей, а также фальсификата, который порой очень сложно отличить от оригинала.
Сегодня поговорим о маслах, точнее о том каким бывает моторное масло и по каким критериям его нужно выбирать.
Прежде всего масло необходимо выбирать с учетом требований вашего двигателя, а также климата, в котором будет эксплуатироваться автомобиль. Моторное масло классифицируется по уровню эксплуатационных свойств: API или ACEA. Этот уровень должен подходить вашему двигателю, кроме того важна вязкость, которая классифицируется по определенной шкале SAE. Вязкость подбирается с учетом температурного режима или проще говоря климата, в котором эксплуатируется мотор, а также с учетом изношенности силового агрегата.
Классификация моторного масла по SAE
Вязкость, чуть ли не самое главное свойство масла, которое в свою очередь зависит от температуры окружающей среды. Как правило указывается допустимый диапазон от максимально допустимой минусовой температуры до максимально допустимой плюсовой. Самое полное описание соответствия вязкостных и температурных характеристик масел, требованиям силовых агрегатов есть в общепринятой международной классификации — SAE3000.
В этой классификации моторные масла делятся на 6 зимних классов вязкости: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и пять летних: 20, 30, 40, 50 и 60. Буква "W" (Winter) говорит о зимней принадлежности масла. Чем выше число стоящее рядом обозначает вязкость масла, тем выше вязкость. Моторные масла предназначенные для всесезонного использования (всесезонка) имеют обозначение в виде сдвоенного номера. Первое число указывает на минимальное значение вязкости масла при минусовых температурах и обеспечивает пусковые свойства. Второе число определяет диапазон кинематической вязкости масла при 100°-150°.
Испытания, которые лежат в основе оценки свойств масел по SAE J300, позволяют покупателю получить информацию о максимальной температуре масла, при которой двигатель можно будет покрутить стартером и прокачать масло масляным насосом. То есть, масло будет подаваться на трущиеся поверхности без образования масляного голодания.
Распространенные диапазоны зимних, летних и всесезонных масел
Необходимо учитывать тот факт, что для разных двигателей температурные диапазоны масла будут отличаться, причем существенно. Это зависит от многих факторов, таких как: производительность масляного насоса, мощность стартера, минимальная пусковая частота вращения коленвала, которая необходима для запуска двигателя, и других конструктивных особенностей вашего мотора. В том числе и технического состояния двигателя в целом, качества топлива и т. д.
Синтетические масла имеют лучшую текучесть, поэтому оно легче проходит сквозь щели и нет плотности в соединениях. Обнаружив течь на сальнике, не спешите винить в этом агрессивный состав масла, скорее всего сам сальник порядком изношен и просто не может справиться с более жидким типом масла. В старых двигателях, в которых применялась так называемая "сальниковая набивка", не рекомендуется использовать синтетическое масло.
Советы по выбору моторного масла с учетом вязкости
- Если пробег нового автомобиля меньше 25% от планового ресурса двигателя, следует использовать масло класса — SAE 5W30 или 10W30 всесезонное.
- Если пробег автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя, рекомендуется использовать летом масло класса — SAE 10W40, а также 15W40, в зимнее время — 5W30 и 10W30, можно также использовать всесезонку — SAE 5W40;
- Для автомобиля с пробегом больше 75% от планового ресурса двигателя, то есть для страых моторов подойдут следующие масла: в летнюю пору класс SAE 15W40 и 20W40, в зимнюю — SAE 5W40 и SAE 10W40, или всесезонка — SAE 5W40.
Существует также классификация моторных масел API по эксплуатационным свойствам
- Категория S — бензиновые моторы.
- Категория С дизельные моторы.
Уровень эксплуатационных свойств по классификации API обозначается второй буквой в порядке возрастания, всего есть девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ).
В категории "С" десять классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4).
Цифры обозначают тактность двигателя 2 или 4 соответственно. Чтобы обозначить универсальное масло, которое подходит как для бензиновых так и для дизельных двигателей, используют двойную маркировку: SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т. д.
Классификация моторных масел по ACEA
В 1996 году Европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA) была введена новая классификация моторных масел, в основе которой лежит европейский метод испытания, а также некоторые общепризнанные американские методы испытания SAE, API и ASTM. В 1999 году все производимые моторные масла должны были отвечать более современным требованиям — ACEA-98.
Таблица приблизительного соответствия классификации ACEA-98 и API.
Виды моторных масел
Минеральное масло
Минеральное масло производится из нефти путем перегонки и очистки, в то время как синтетическое делают путем синтеза газов. Полусинтетическое масло, это смесь двух вышеописанных масел.
Минеральное моторное масло делают из нефтепродуктов при помощи сложных процедур, таких как рафинирование и дистилляция. В маслах этого класса масса различных присадок, однако при этом они очень быстро теряют свои полезные свойства. Минеральное масло в свою очередь делится на три типа – парафиновое, нафтеновое и ароматическое. Их различие в строении углеводородов (парафины, нафтены, ароматические соединения), которые входят в их состав. Наиболее пригодными для производства смазочных масел являются парафиновые базовые масла, они имеют хорошие температурные и вязкостные характеристики.
Актуально: Что будет если не менять моторное масло?
Этот вид масла считается самым "бюджетным", однако требует частой замены. Посредственные характеристики подразумевают применение данного моторного масла в двигателях грузовых авто, а также тех, которые работают в тяжелых условиях. Использование "минералки" на отечественных автомобилях объясняется ее повышенной вязкостью, которая исключает любые подтекания даже при серьезно изношенных сальниках.
Синтетическое моторное масло
"Синтетика" производится путем синтеза химических соединений, с целью придания маслу необходимых качеств, которые позволяют ей более выгодно выглядеть на фоне минерального масла.
- Повышенная текучесть, как уже говорилось выше, позволяет просочиться маслу в любую щель и минимизировать трение между деталями. В результате это сказывается на увеличении мощности и производительности двигателя, и снижения расхода топлива.
- Низкая температура прокачивания. Масляный насос сможет прокачать масло по системе, следовательно мотор сможет без труда работать при очень низких температурах.
- Высокая температура испарения. Синтетика не чувствительна к нагреваниям и перегревам.
- Масло имеет химическую стабильность – его эксплуатационные свойства не изменяются, так как во время работы мотора оно не подвержено окислению или парафинизации.
- Минеральное моторное масло имеет большой срок службы.
Все вышеперечисленные преимущества создают один большой минус — "синтетика" очень дорогая. Использование синтетических масел оправдано в тяжелых условиях эксплуатации, с большими нагрузками и температурными перепадами.
Полусинтетическое моторное масло
Неким компромиссом между синтетическим и минеральным маслом является полусинтетическое масло. Полусинтетика производится путем смешивания качественных нефтяных и синтетических базовых компонентов. Результат — более дешевое масло с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем у "минералки". Использование «полусинтетики» оправдано в умеренных климатах и относительно небольших нагрузках.
Источник: Вопрос Авто
Для себя я уже давно определился с моторным маслом, я сделал выбор в пользу немецкого качества, это масло Ликви Моли. Заливаю его уже 3 года, ттт никаких проблем ещё не возникало ни с движком ни с машиной в целом.