Что лучше — гелевый аккумулятор или свинцово-кислотный? Что такое AGM аккумуляторы?
Еще совсем недавно аккумуляторы были только одного типа — свинцово-кислотные, которые были установлены на всех без исключения автомобилях. Сегодня, когда мы говорим аккумуляторная батарея, необходимо уточнять о какой именно идет речь: о свинцово-кислотной, гелевой (Gelled Electrolite — GEL), AGM-батарее (Absorptive Glass Mat) или может быть о литий-ионной (Li-On) батарее.Сегодня мы поговорим о достоинствах и недостатках всех вышеперечисленных АКБ, для того чтобы в результате узнать, что лучше - гелевый или свинцово-кислотный аккумулятор или все-таки AGM. Данная статья поможет вам сделать правильный выбор и купить надежный аккумулятор, который прослужит многие годы и не подведет в самый неподходящий момент. Поехали...
Свинцово-кислотный аккумулятор (обычный)
Свинцово-кислотная АКБ - это всем нам с детства известный аккумулятор, который по мальчишеству разбивали и плавили из его пластин оловянные фигурки. Это изделие и поныне у многих ассоциируется со словом "АКБ", именно так многие и представляют себе аккумулятор. Несмотря на то, что как мы уже говорили выше, они бывают абсолютно разного типа и формы. В таком АКБ активной массой положительного электрода является двуокись свинца, а чистый свинец — отрицательного, водный раствор серной кислоты выполняет роль электролита. Когда батарея садится происходит превращение активных масс в сульфат свинца, при этом кислота активно расходуется и выделяются молекулы воды. При разряде происходит обратная реакция — удерживающие активные массы решетки электродов легируют 5,5-6,5% сурьмы и 0,1-0,2% мышьяка. За счет добавок улучшается технологичность литья, повышается твердость и стойкость электродов к процессам коррозии. Сурьма увеличивает расход воды и понижает ЭДС батареи при эксплуатации. За долгие годы исследований производители научились понижать долю сурьмы до 2,5% и меньше. Цена свинцово-кислотного АКБ — самая доступная и начинается с нескольких тысяч рублей (тыр).
Рекомендую посмотреть данное видео, в нем автор рассказывает о том, что больше всего садит аккумулятор и по каким причинам батарея не может зарядиться!
Гелевый аккумулятор (GEL)
Гелевые аккумуляторы Gelled Electrolite (GEL). Этот вид АКБ появился не так давно, именно по этой причине многие автомобилисты не знают о том, что такое гелевая батарея и, что от нее ждать. На самом деле гелевые батареи берут свое начало еще со времен освоения человеком космоса. Образование геля происходит из-за серной кислоты двуокиси кремния, который входит в состав активных масс этого типа АКБ. Образование гелеобразного вещества дало возможность получить абсолютно герметичную аккумуляторную батарею, т. к. все процессы, в том числе и газообразование, происходит внутри геля.
Рекомендую: Как прикурить автомобиль, если разрядился аккумулятор
Ученые утверждают, что по стойкости к глубокому разряду (который крайне нежелателен для свинцово-кислотных аналогов) — гелевым батареям нет равных. Именно поэтому они обладают большим сроком службы и выносливостью. Однако признания гелевые аккумуляторы так и не получили и причиной этому стали — высокие требования к бортовому электрооборудованию, а также резкому снижению пускового тока при низких температурах. Благодаря герметичности гелевого аккумулятора и отсутствия выделения вредных паров электролита, эту батарею можно ставить в салоне или дома, когда, например, большие холода. Цена гелевого аккумулятора варьируется в диапазоне от 2 до 30 тыс. руб., в зависимости от мощности и фирмы-производителя.
AGM-аккумулятор
Absorptive Glass Mat (AGM) — пожалуй, самая распространенная технология, которая базируется на использовании жидкой кислоты, но в отличие от обычных AGM-батареи имеют прекрасные электрические характеристики за счет удерживания электролита в порах сепаратора. В этих АКБ используется технология пористого стекловолоконного заполнителя-сепаратора, пропитанного электролитом, за счет чего электролит находится в безжидкостном состоянии. Это также, как и у гелевых аккумуляторов позволило достичь герметичности корпуса, а также обеспечить работоспособность батареи даже в случае нарушения ее герметичности. Кроме того, AGM-батареи отличаются своей стойкостью к температурным перепадам, не боятся глубокого разряда, способны служить гораздо больше чем обычные АКБ и не боятся опрокидывания. Большим недостатком таких батарей является боязнь перезаряда. AGM-аккумулятор может похвастаться большим сроком эксплуатации, как минимум 400 циклов разряд/заряд, но если не допускать глубокого разряда, то количество циклов можно увеличить в 10, а то и более раз. Низкие температуры для этого аккумулятора — не проблема, даже при -30° батарея не теряет своих качеств и обеспечивает бесперебойную работу двигателя. Цена AGM-аккумулятора начинается с 10 тыр. и может доходить до 20 и даже 30 тыр.
На этом у меня все, надеюсь приведенных аргументов как в пользу, так и против вам будет достаточно для того чтобы подобрать для себя наиболее подходящий вариант АКБ. Спасибо за внимание и до новых встреч на Вопрос Авто.
По теме: Как проверить плотность в аккумуляторе своими руками при помощи ареометра