Автомобильный люк – сплошная польза или абсолютное зло?
Наличие люка в авто, всегда воспринималось как особенность, приятный бонус и крутая фишка, но, как показывает практика — это лишь на первый взгляд. Надежность и практичность этих устройств до сих пор под сомнением, а если брать новые авто, то люк можно и вовсе воспринимать как недостаток.
И это при том, что за этот недостаток вы при покупке переплатили. Ненадежность люков всегда была их основным недостатком. Однако если в автомобилях "тех" лет они работали как минимум 5-10 лет и в случае неисправности довольно просто и недорого чинились за счет простоты конструкции, то у нынешних экземпляров неисправный люк или проблемы с ним — чуть ли не повод продать авто.
Радость от наличия люка присутствует лишь поначалу, когда он работает как часы и не доставляет никаких хлопот. Но спустя какое-то время, особенно у любителей ездить с открытым люком начинаются проблемы, типа подтекания влаги в салон, скрип и прочие звуки, которые раздаются над головой. А еще у электронных экземпляров нового поколения, могут начаться программные проблемы и поломки, люк может отказать и не закрыться полностью или частично.
Самое страшное — это то, что починкой такой аппаратуры не любят заниматься СТО, так как устройство сложное, времени отнимает много, а гарантии, что починят нет. Поэтому многие либо отказываются, либо просят большие суммы денег, некоторые сразу предлагают полную замену.
Проблемы износа, такие как нарушение герметичности, а также появление скрипов и шумов устраняются, причем иногда довольно просто, достаточно заменить уплотнители или подклеить проблемный участок. Возникают такие "болячки" как правило из-за постоянных вибраций кузова, износа, просадки и усыхания уплотнителей, а также постоянного воздействия на люк прямых солнечных лучей. Досаждает то факт, что, покупая дорогой, а порою просто сказочно дорогой автомобиль, вам подсовывают люк, на 80% состоящий из пластика, который со временем просто не выдерживает постоянных нагрузок и выходит из строя.
Негерметичность люка чревата появлением мокрых пятен во время дождя, а также в зимнее время. Зимой люки начинают течь по причине "дубения" резины, ее уменьшения и потери эластичности. В итоге дождь, или снег под воздействием солнечных лучей, начинает просачиваться в салон. Проблему усложняет тот факт, что добраться к люку не просто, с салона неудобно и не всегда возможно, а сверху доступ затруднен так как встать на капот или крышу нельзя. Для ремонта, люк чаще всего демонтируют полностью, после чего проводят необходимые работы и обратный монтаж на место дальнейшее службы.
В современных системах используется специальный водоотвод, через который влага удаляется из люка. Все вроде продумано и сделано с умом, да вот на практике все немного иначе. Водоотвод часто забивается или того хуже — начинает течь. Иногда устранить засор позволяет банальная продувка, а вот если проблема с герметичностью, придется полностью демонтировать для проведения ремонтных работ.
Немало хлопот также способны доставлять и подвижные части устройства, со временем смазка высыхает в результате чего люк начинает заедать. В конечном итоге он застрянет в каком-то одном положении, согласно «закону подлости» это будет открытое положение. Ремонт люка — дороге удовольствие, запчастей немного, приходится брать оригинал, который всегда стоит больших денег, особенно на авто бизнес- и премиум-класса. Покупка БУ запчастей, может обернуться фиаско или решить проблему лишь на время. Есть вариант с восстановлением, здесь тоже все зависит от массы факторов (степень повреждения, качество ремонта, и т. д.) По факту может получиться, что заплатили за ремонт, демонтаж и установку после чего спустя пару дней люк снова перестал работать. Денег за ремонт никто не вернет, а гарантию требовать глупо, так как детали не новые и с дефектом.
Со сложными повреждениями типа трещины на стекле люка или механические повреждения, или неисправность привода лучше обратиться в сервисный центр к дилеру. Такой ремонт будет хоть и дорогим, зато качественным к тому же вам предоставят гарантию. Мелкие недочеты такие как заедание, появление скрипов или неплотностей, можно попытаться устранить самостоятельно или заехать в хорошую мастерскую.
Превентивные меры
Регулярное обслуживание, очистка от грязи и своевременные профилактические работы, позволят продлить срок жизни лючной системе. Не допускайте загрязнения рабочих механизмов, и следите за тем, чтобы электроприводу ничего не мешало работать. Например, порядочный слой грязи или листья могу привести к затруднениям в работе, после чего из строя может выйти привод люка или сам электромотор.
В зимнее время лучше вообще не трогать люк, во избежание повреждения мягких уплотнителей, которые в мороз отнюдь не мягкие. Кроме того, примерзший люк может стать причиной неисправности электропривода, который будет пытаться открыть этот люк.
Вовремя смазывайте подвижные части люка, а также следите, чтобы влага не попадала на рабочие поверхности, это избавит вас от вероятности возникновения коррозии. Малейшие неплотности, лучше устранить сразу, нежели дождаться пока из маленькой протечки образуется большая. Кроме того, подтекающий люк, кроме испорченного потолка и короткого замыкания, может и сам выйти из строя по вине постоянного нахождения во влажной среде. Также следует помнить, что влага — потенциально опасна для металла кузова, который рано или поздно сдастся и начнет гнить.
Подведем итоги
Люк — интересное изобретение, которое, на мой взгляд, было актуально до момента появления кондиционера. Сегодня же системы подобного рода, как правило, доставляют больше хлопот нежели удовольствия. Тем более, что использование люка сводится к нескольким летним месяцам, да и то не постоянно. В жару люк не спасет, поэтому открывать его нет смысла, намного лучше включить климатическую установку. Сквозь открытый люк в салон попадает все подряд, листья, пыль, грязь, насекомые, птичий помет, вредный выхлоп и многое другое.
Если же вы стали обладателем авто с люком, соблюдайте элементарные правила эксплуатации и производите регулярное обслуживание этого устройства, только так вы сможете избежать его поломки и дорогостоящего ремонта.
У меня все, пишите в комментариях, что для вас автомобильный люк — добро или зло и как вы за ним ухаживаете или обслуживаете? Спасибо за внимание до новых встреч на Вопрос Авто.