Круиз-контроль: о полезных свойствах умного помощника, для тех, кто не в курсе!

С момента появления первого человека на земле, мы постоянно озабочены желанием переложить свой труд на других. Сначала это были животные и люди, сейчас это в основном люди, машины и роботы. Но даже после того, как человечество пересело на транспорт, попытки снять с себя побольше обязательств не прекратились.

Лень — двигатель прогресса! С этим не поспоришь. Мало того, что мы комфортно передвигаемся за счет посторонних механизмов, нам хочется вообще не участвовать в этом процессе. Так появилась АКПП, которая практически не требовала участия водителя, ABS и ESP, которые за нас просчитывают как нужно эффективно и безопасно тормозить и много других систем-помощников. Одним из таких помощников является система круиз-контроля.

Круиз-контроль (круиз, Cruise Control, Adaptive Cruise Control — ACC) — это система автоматического поддерживания, а также снижения и набора скорости автомобиля. Круиз был придуман для того, чтобы облегчить и без того не сильно сложную жизнь автомобилистов. Грубо говоря, первый круиз был придуман, чтобы освободить ногу, которая находилась на педали "газа" и при длительных поездках сильно затекала и уставала. С появлением данной системы водителю достаточно набрать нужную скорость и зафиксировать ее при помощи активации круиз-контроля. После этого система самостоятельно поддерживает постоянную скорость. Это очень удобно на больших расстояниях и скоростных трассах, вы можете задать необходимую скорость и просто управлять автомобилем, прилагая минимум усилий. В городском потоке от этой системы толку — ноль, поэтому оценить ее можно только во время больших, дальних поездок.

Первые системы круиз-контроля умели не много, они могли лишь удерживать набранную скорость. Чуть позже они научились набирать или возвращаться к заданной скорости после того, как водитель притормаживал или наоборот ускорялся. Более современные продвинутые системы умеют очень много. Благодаря датчикам и радару круиз может не только поддерживать скорость, они самостоятельно могут обнаруживать препятствие впереди, сообщать о нем и притормаживать если расстояние критическое или в том случае, если этого не сделал водитель. Такие системы называются системами активного круиз-контроля, о нем чуть позже.

Управление круиз-контролем. Минимальный набор органов управления данной системой поддерживает основную идею автономности системы, то есть без участия водителя. Вам доступны 5 кнопок управления, расположенных на руле, это кнопки включения: On и Off, Set\Accel (установить/увеличить), а также Resume (восстановить) и Coast (понизить). К этому списку можно также добавить и педаль тормоза, которая также позволяет деактивировать систему или снизить скорость во время движения на круизе.

Первые две кнопки — это вкл/выкл здесь все понятно. Кнопками Set/Accel вы можете зафиксировать скорость движения, с которой на данный момент движетесь. Каждое повторное нажатие этой кнопки будет увеличивать скорость на 2 км/ч. Кнопка Resume позволит вернуться к скорости, с которой вы двигалась в том случае, если перед этим вы притормозили. Удерживая кнопку Coast можно снижать скорость движения авто.

Адаптивный круиз-контроль

Как я уже говорил, адаптивный круиз — это более совершенная и новая технология, позволяющая еще больше облегчить жизнь водителю. Такая система не требует даже нажатия на педаль тормоза, повышения или понижения скорости кнопками и т. д. Все происходит автоматически. Специальный радар следит за дорогой и препятствиями впереди, анализирует рельеф дороги, спуски, подъемы и повороты. Вся информация с датчиков и других систем анализируется центральным процессором, который выбирает правильную скорость движения, а также, по сути, управляет автомобилем вместо вас. То есть, даже если авто впереди вас начало тормозить, система это обнаружит и примет меры по недопущению столкновения. Процессор получит данные с радара и датчиков, после чего пошлет сигнал в ЭБУ, который даст команду системам, участвующим в торможении и наборе скорости принять меры. Двигатель сбросит обороты, а тормозная система эффективно притормозит до необходимой скорости, вплоть до полной остановки.

Скептики

Многие не доверяют данной системе и не пользуются ею, объясняя свою позицию тем, что датчики могут не сработать, электроника может дать сбой и в итоге ДТП не избежать. Согласен, в этом есть логика и риск, безусловно, присутствует. Однако с таким же успехом это может произойти и с любым другим механизмом автомобиля. К примеру, тормоза могут отказать, колесо может отвалиться или взорваться, а двигатель — это и вовсе пороховая бочка... Но несмотря на все это, мы продолжаем доверять автомобилям и выезжать на дорогу. По большому счету опасность круиз, на мой взгляд, лишь в том, что на более старых версиях водитель от бездействия мог просто уснуть. Во всем остальном от системы сплошная польза и одни плюсы.

Что в итоге?

По своей сути система круиз-контроля — это первая ступень на этапе развития полного беспилотного управления автомобилем электронными системами. На сегодняшний день активный круиз-контроль все еще предусматривает участие водителя, непосредственное управление ТС при помощи руля. Некоторые системы настроены таким образом, что как только вы снимаете руку с руля, они автоматически деактивируются.

Но прогресс не стоит на месте и уже сегодня полностью беспилотные авто колесят по всему миру, тестируя последние инженерные разработки. Более того, на серийных авто уже есть опции, которые исключают участие водителя, например, автоматическая парковка, а также наблюдение за дорожной разметкой и удержание автомобиля в полосе. Немаловажно и то, что вместе с облегчением управления автомобилем современные системы активного круиз-контроля делают ТС более безопасными и позволяют уровень аварийности на дорогах. Нам остается только наблюдать за развитием современных систем, наслаждаться их прелестью и естественно верить в то, что с годами они будут становиться еще более надежными.

Напишите в комментариях, чем для вас является система круиз-контроля и как часто вы ею пользуетесь. Также напишите о негативном опыте использования круиза, если такой имеется. Всем спасибо за внимание и до новых встреч на Вопрос Авто.

 

Читайте также:

1 Response

  1. aibek:

    наберите в ютубе — зачем казахам круиз контроль)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *