В наше постиндустриальное время – время высоких технологий, холодного расчета и сплошной оптимизации, все реже и реже вспоминают о «теплом ламповом свете». Само же выражение – теплый ламповый свет - стало синонимом винтажа и архаики, вызывая стойкие ассоциации с элементарной технической отсталостью. Это потому, что, то самое тепло, которое выделяется при работе обычных автомобильных галогенок, теперь говорит о крайне неэффективном расходе дорогой энергии. Поэтому, обсуждая типы устройства головного света современных автомобилей, все больше упоминают уже привычный ксенон, да набирающий моду LED, тем более по цене они уже почти сравнялись. Но так ли равны они по содержанию? Давайте разбираться, что лучше - ксенон или светодиоды.
Сперва кратко коснемся сути: «ксеноном» принято называть газоразрядные ртутно-ксеноновые лампы HID (не путать с ксенон-наполненными лампами накаливания), в которых закачан газ ксенон. При электрическом заряде в атмосфере ксенона появляется дуга – белый или голубовато-белый свет, максимально приближенный к дневному. В автоиндустрии ксенон впервые серийно применили в далеком 91-ом, на BMW 7-ой серии.
LED-лампы – это люминесцентные электроразрядные лампы, которые принято называть светодиодами, потому что сами эти диоды и светятся дневным светом. Впервые технология была применена серийно в 2004-м на Audi R8.
Преимущества LED налицо – они практически не подвержены влиянию внешней среды, не требуют, в отличие от ксенона, сложного пускового оборудования. Срок службы LED-ламп в 3 раза дольше, энергопотребление – почти вдвое меньше, поэтому в вопросе энергопотребления и простоты установки светодиоды намного лучше ксенона. Однако, если говорить о светоотдаче, то здесь светодиоды не имеют преимущества перед ксеноном, а напротив, значительно проигрывают ему.
В теории, по некоторым источникам, LED-лампы способны достигнуть 160 люмен на ватт, но на практике не более 74 люмен на ватт, и то – это обещание производителя. Тогда как ксенон гарантирует на практике 80-90 люмен на ватт. В абсолютных цифрах это выглядит так: ксенон – около 3000 люмен, а светодиод – около 1500 люмен. Светодиод едва ли "обставит" галогенку! И что с того, что служат LED-лампы дольше? Знаете, когда водителю жизненно необходим свет на ночной дороге, он мало думает о сроках эксплуатации, ведь более 50% всех ночных ДТП происходят именно из-за проблем со светом.
Некоторые автомобили уже с конвейера оборудованы LED-оптикой головного света. Так же, на рынке представлен ряд компаний, предлагающих и светодиоды, и ксенон для установки практически на любой автомобиль. Но многочисленные тесты, как профессиональные, так и любительские, подтверждают скепсис: LED-оптика, по своему основному назначению освещать дорогу в ночное время, безоговорочно проигрывает ксенону.
В заключение
Выходит, рановато делать ставку исключительно на светодиоды, но в качестве дополнительного света они подходят вполне. В конце концов, светодиоды – это красиво и перспективно, потенциал у LED-технологий есть. Кто знает, может быть через год-два выводы будут не столь однозначные... На этом у меня все, думаю, теперь вам понятно, что лучше ксенон или светодиоды, до новых встреч на Вопрос Авто.
Чушь статья
Светодиоды давно затмили Ксенон
Афтор))) учи мат. Часть