Как правильно выбрать моторное масло?

Выбираем моторное масло

Выбор масла, будь то моторного или трансмиссионного — ответственная процедура, требующая соответствующего подхода. Очень часто у автомобилистов возникает проблема с выбором правильного масла, это и неудивительно, ведь на сегодняшний день выбор усложняет очень широкий ассортимент. Кроме ассортимента, существует множество разных производителей, а также фальсификата, который порой очень сложно отличить от оригинала.

Сегодня поговорим о маслах, точнее о том каким бывает моторное масло и по каким критериям его нужно выбирать.

Прежде всего масло необходимо выбирать с учетом требований вашего двигателя, а также климата, в котором будет эксплуатироваться автомобиль. Моторное масло классифицируется по уровню эксплуатационных свойств: API или ACEA. Этот уровень должен подходить вашему двигателю, кроме того важна вязкость, которая классифицируется по определенной шкале SAE. Вязкость подбирается с учетом температурного режима или проще говоря климата, в котором эксплуатируется мотор, а также с учетом изношенности силового агрегата.

Классификация моторного масла по SAE

Вязкость, чуть ли не самое главное свойство масла, которое в свою очередь зависит от температуры окружающей среды. Как правило указывается допустимый диапазон от максимально допустимой минусовой температуры до максимально допустимой плюсовой. Самое полное описание соответствия вязкостных и температурных характеристик масел, требованиям силовых агрегатов есть в общепринятой международной классификации — SAE3000.

В этой классификации моторные масла делятся на 6 зимних классов вязкости: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и пять летних: 20, 30, 40, 50 и 60. Буква "W" (Winter) говорит о зимней принадлежности масла. Чем выше число стоящее рядом обозначает вязкость масла, тем выше вязкость. Моторные масла предназначенные для всесезонного использования (всесезонка) имеют обозначение в виде сдвоенного номера. Первое число указывает на минимальное значение вязкости масла при минусовых температурах и обеспечивает пусковые свойства. Второе число определяет диапазон кинематической вязкости масла при 100°-150°.

Испытания, которые лежат в основе оценки свойств масел по SAE J300, позволяют покупателю получить информацию о максимальной температуре масла, при которой двигатель можно будет покрутить стартером и прокачать масло масляным насосом. То есть, масло будет подаваться на трущиеся поверхности без образования масляного голодания.

Распространенные диапазоны зимних, летних и всесезонных масел

4

Необходимо учитывать тот факт, что для разных двигателей температурные диапазоны масла будут отличаться, причем существенно. Это зависит от многих факторов, таких как: производительность масляного насоса, мощность стартера, минимальная пусковая частота вращения коленвала, которая необходима для запуска двигателя, и других конструктивных особенностей вашего мотора. В том числе и технического состояния двигателя в целом, качества топлива и т. д.

Синтетические масла имеют лучшую текучесть, поэтому оно легче проходит сквозь щели и нет плотности в соединениях. Обнаружив течь на сальнике, не спешите винить в этом агрессивный состав масла, скорее всего сам сальник порядком изношен и просто не может справиться с более жидким типом масла. В старых двигателях, в которых применялась так называемая "сальниковая набивка", не рекомендуется использовать синтетическое масло.

Советы по выбору моторного масла с учетом вязкости

  • Если пробег нового автомобиля меньше 25% от планового ресурса двигателя, следует использовать масло класса — SAE 5W30 или 10W30 всесезонное.
  • Если пробег автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя, рекомендуется использовать летом масло класса — SAE 10W40, а также 15W40, в зимнее время — 5W30 и 10W30, можно также использовать всесезонку — SAE 5W40;
  • Для автомобиля с пробегом больше 75% от планового ресурса двигателя, то есть для страых моторов подойдут следующие масла: в летнюю пору класс SAE 15W40 и 20W40, в зимнюю — SAE 5W40 и SAE 10W40, или всесезонка — SAE 5W40.

3

Существует также классификация моторных масел API по эксплуатационным свойствам

  • Категория S — бензиновые моторы.
  • Категория С дизельные моторы.

Уровень эксплуатационных свойств по классификации API обозначается второй буквой в порядке возрастания, всего есть девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ).

В категории "С" десять классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4).

Цифры обозначают тактность двигателя 2 или 4 соответственно. Чтобы обозначить универсальное масло, которое подходит как для бензиновых так и для дизельных двигателей, используют двойную маркировку: SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т. д.

Классификация моторных масел по ACEA

В 1996 году Европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA) была введена новая классификация моторных масел, в основе которой лежит европейский метод испытания, а также некоторые общепризнанные американские методы испытания SAE, API и ASTM. В 1999 году все производимые моторные масла должны были отвечать более современным требованиям — ACEA-98.

Таблица приблизительного соответствия классификации ACEA-98 и API.

2

Виды моторных масел

Минеральное масло

Минеральное масло производится из нефти путем перегонки и очистки, в то время как синтетическое делают путем синтеза газов. Полусинтетическое масло, это смесь двух вышеописанных масел.

Минеральное моторное масло делают из нефтепродуктов при помощи сложных процедур, таких как рафинирование и дистилляция. В маслах этого класса масса различных присадок, однако при этом они очень быстро теряют свои полезные свойства. Минеральное масло в свою очередь делится на три типа – парафиновое, нафтеновое и ароматическое. Их различие в строении углеводородов (парафины, нафтены, ароматические соединения), которые входят в их состав. Наиболее пригодными для производства смазочных масел являются парафиновые базовые масла, они имеют хорошие температурные и вязкостные характеристики.

Этот вид масла считается самым "бюджетным", однако требует частой замены. Посредственные характеристики подразумевают применение данного моторного масла в двигателях грузовых авто, а также тех, которые работают в тяжелых условиях. Использование "минералки" на отечественных автомобилях объясняется ее повышенной вязкостью, которая исключает любые подтекания даже при серьезно изношенных сальниках.

Синтетическое моторное масло

"Синтетика" производится путем синтеза химических соединений, с целью придания маслу необходимых качеств, которые позволяют ей более выгодно выглядеть на фоне минерального масла.

  1. Повышенная текучесть, как уже говорилось выше, позволяет просочиться маслу в любую щель и минимизировать трение между деталями. В результате это сказывается на увеличении мощности и производительности двигателя, и снижения расхода топлива.
  2. Низкая температура прокачивания. Масляный насос сможет прокачать масло по системе, следовательно мотор сможет без труда работать при очень низких температурах.
  3. Высокая температура испарения. Синтетика не чувствительна к нагреваниям и перегревам.
  4. Масло имеет химическую стабильность – его эксплуатационные свойства не изменяются, так как во время работы мотора оно не подвержено окислению или парафинизации.
  5. Минеральное моторное масло имеет большой срок службы.

Все вышеперечисленные преимущества создают один большой минус — "синтетика" очень дорогая. Использование синтетических масел оправдано в тяжелых условиях эксплуатации, с большими нагрузками и температурными перепадами.

Полусинтетическое моторное масло

Неким компромиссом между синтетическим и минеральным маслом является полусинтетическое масло. Полусинтетика производится путем смешивания качественных нефтяных и синтетических базовых компонентов. Результат — более дешевое масло с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем у "минералки". Использование «полусинтетики» оправдано в умеренных климатах и относительно небольших нагрузках.

Источник: Вопрос Авто

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *