Что такое бедная смесь? Почему это плохо и какие причины бедной ТВС?

Чтобы топливовоздушная смесь (сокр. ТВС) сгорала в цилиндрах двигателя правильно, она должна соответствовать жестким пропорциям. Состоит ТВС, как это уже понятно по названию — из топлива и воздуха, которые смешиваются в четкой пропорции: 1 часть топлива на 14.7 частей воздуха. Такая пропорция называется стехиометрической или, если выражаться человеческим языком — идеальной! Пропорция исчисляется в килограммах и любое отклонение от эталонного значения чревато для двигателя теми или иными последствиями.

Друзья в этой статье я расскажу о том, что такое бедная смесь, почему смесь бедная, а также какие проблемы сулит бедная смесь. В конце, в качестве бонуса перечислю ряд причин, по которым возникает ошибка бедная смесь.

Как я уже говорил ранее, любое отклонение пропорции ТВС в большую или меньшую сторону, будет восприниматься двигателем как «бедная» или «богатая» смесь. Что это значит? Это значит, что, если количество воздуха снизится до 12-13 ч., смесь будет обогащена бензином и станет мощностной. Она быстрее будет гореть, создавая бОльшую мощность, а также температуру. Это неминуемо приведет к увеличению расхода топлива, примерно на 15-20%.

От 13 до 15 ч. воздуха — это обогащенная смесь, менее 13 — богатая. Обогащение не может длиться до бесконечности и уже на отметке 5-6 частей воздуха на 1 часть топлива, начнутся проблемы с воспламенением такой топливной смеси. В конце концов двигатель, скорее всего, заглохнет, а в журнале ошибок появится ошибка: Р0172 — богатая топливовоздушная смесь.

Что такое бедная смесь?

Бедной, как вы уже догадались, будет смесь, которая перенасыщена воздухом, это примерно 15-17 ч. воздуха на 1 ч. топлива. В таком случае будет наблюдаться серьезная экономия горючего, правда падение мощности будет таким же ощутимым. Ухудшится разгонная динамика, а мощность в целом упадет примерно на 8-10%. При увеличении количества воздуха до 17 частей на одну часть топлива, смесь становится «бедной». Достигнув соотношения 1:21 ТВС не сможет воспламениться, мотор заглохнет. Другими словами, сильный перебор в ту или иную сторону, приводит к полной остановке двигателя, а в журнале ошибок появится ошибка: Р0171 — бедная ТВС;

Распространенные признаки бедной смеси:

  • Ухудшение динамики;
  • Вялый разгон, плохая тяга;
  • Перегрев мотора;
  • Детонация, всевозможные хлопки, удары, стуки и т. д.;
  • На свечах, как правило, появляется нагар светло-серого цвета.

Что касается нагара светло-серого цвета. Он возникает в результате высоких температур, при которых сгорает бедная ТВС. За счет большого количества воздуха, горение проходит с большей интенсивностью и при более высоких температурах, чем обычно. Причем проблемы со свечами — далеко не самое страшное, что может вас ожидать. Намного страшнее и серьезнее — перегрев движка, а также его последствия, такие как: прогар клапанов, прокладок, и даже поршней.

Вторая проблема, вытекающая отсюда — загрязнение окружающей среды и перегрев всей выпускной системы.

Для чего ТВС искусственно обедняют?

Необходимость обеднения смеси может возникать по двум причинам: экономия топлива и снижение токсичности выхлопа. Существуют режимы работы двигателя, когда двигатель не нуждается в большом количестве топлива или мощности, например, работа на холостых или движение на небольшой скорости без нагрузки. Для этого смесь может искусственно обедняться путем регулировки подачи воздуха и топлива. Также существуют технологии, позволяющие открывать только один впускной клапан или путем изменения фаз открытия и закрытия, образуя дополнительное сопротивление на выпуске.

А теперь, как и обещал вкратце расскажу про причины бедной смеси.

Почему происходит обеднение?

Как правило, смесь обедняется в результате перебоев в работе топливной системы: неисправный насос, проблемы с форсунками, забит топливный фильтр, в общем ситуация, когда что-то препятствует нормальной подаче топлива по магистралям к форсункам. Это если коротко, если более подробно, то есть ряд других причин, которые я сейчас постараюсь перечислить.

  1. Итак причина первая: Проблемы со впуском, в сущности, с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Необходима диагностика датчика и визуальный осмотр дроссельного узла. Не будет лишним подключить сканер, если есть какие-то нюансы по ДПДЗ, в журнале будет запись под кодовым названием: P2135. Возможно, потребуется промывка узла, в большинстве случаев, ее не сложно выполнить в домашних условиях.

  1. Вторая возможная причина бедной смеси — датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).

Если ДМРВ грязный или потихоньку умирает, то это не может не отразиться на качестве ТВС. Блок управления получает некорректную информацию и регулирует топливовоздушную смесь неправильно. Как правило, проблемы с датчиком массового расхода воздуха фиксируются в журнале вот такими кодами: Р0100, Р0102 и Р0103.

  1. Причина номер «3» клапан EGR

Ошибка бедная смесь может возникать по вине некорректной работы клапана рециркуляции отработанных газов. Сбои в работе датчиков и прочей электроники, ведут к тому, что ЭБУ получает некорректные данные и начинает неправильно корректировать работу клапана EGR. В результате он будет подавать больше отработанных газов, тем самым нарушая пропорции ТВС. В журнале ошибок, проблемы с EGR могут быть выражены ошибкой Р0404.

  1. Четвертая возможна причина обедненной или бедной смеси — топливные форсунки.

Проверить состояние форсунок можно разными способами, также есть немало вариантов их чистки, поэтому тут в принципе нечего объяснять.

  1. Кислородный датчик

Если лямбда «балуется», это сложно не заметить. Неисправный кислородный датчик он же лямбда-зонд, может привести к тому, что топливная смесь будет бедной. Популярные коды ошибок кислородного датчика вы увидите на экране: Р0135, Р0134, Р0136, Р0133.

  1. ДХХ и РХХ

Отдельное внимание необходимо уделить датчику холостого хода, или регулятору холостого хода. Возможно, присутствует подсос воздуха в соединениях или нестабильная работа датчика. Коды ошибок вы увидите на экране — Р1509, Р1513, Р1514.

  1. Топливный насос + фильтр

Ну и последнее, если топливный насос работает некорректно, по тем и иным причинам, в двигателе могут возникать глобальные перебои в подаче топлива, в результате смесь будет обедняться, что неминуемо отразится на работе мотора. К этому пункту следует отнести забитый топливный фильтр и другие причины, по которым может быть нарушена транспортировка топлива от бака до камеры сгорания.

Друзья если вам известны другие причины бедной топливной смеси, или вы сталкивались с этой проблемой лично, пожалуйста напишите об этом в комментариях, возможно именно ваш опыт поможет кому-то решить его проблему. У меня все, спасибо за внимание, если статья была вам полезна, поделитесь ею с друзьями и добавляйте в закладки. Всем добра и удачи, до новых встреч на ВопросАвто! Пока.

Видеоверсия статьи:

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *