Зоны деформации кузова: что это и для чего необходимо? Просто о сложном!

 

Сравнивая современные автомобили и машины, произведенные 40-50 лет назад, можно с уверенностью сказать, что толщина металла кузова и несущих конструкций стала гораздо меньше. Сам собой напрашивается вывод об ухудшении надежности транспортных средств и безопасности пассажиров. Прочные и жесткие кузова делались из того простого расчета, что во время удара машина должна была минимально деформироваться, чтобы не нанести вред людям, находящимся в салоне. На деле же все происходило несколько иначе: энергия удара и усилия, возникающие в металле, передавались непосредственно внутрь авто, в результате чего люди страдали в первую очередь.

Первой компанией, внедрившей инновации в производство кузовов и их составных частей, стал автоконцерн Mersedes-Benz. Инженеры этой фирмы обосновали необходимость создания так называемых зон деформации кузова, которые бы при столкновении сминались в первую очередь, гася энергию удара. Первый инновационный автомобиль, воплотивший надежды разработчиков, сошел с конвейера в 1967 году.

Как известно, еще Исаак Ньютон открыл закономерность, что в одной инерционной системе все тела движутся с одной скоростью и в одном направлении. Проецируя этот закон на автомобиль и его пассажиров, можно отметить, что люди в салоне движутся в пространстве со скоростью этого авто. Если машина резко затормозит, ее пассажиры продолжат движение, пока не наткнуться на какое-либо препятствие.

На основе анализа ДТП и вышеописанного закона физики, конструкторы как раз и воплотили в жизнь идею создания зон деформации, которые располагаются позади и спереди машины. Их главная задача сводится к поглощению высвобожденной во время удара энергии. Соответственно, они преднамеренно сконструированы таким образом, чтобы изменять свою форму при столкновении. Сам же автомобильный салон, напротив, изготавливается из прочных марок стали, а также дополнительно усиливается прочными металлическими балками.

Сам собой напрашивается вопрос: «Как же зоны деформации реализуются в малолитражных авто?» Ведь, по сути, в такой крошечной конструкции для них совершенно нет места. Здесь конструктивные особенности несколько другие. В частности, салон машины расположен в так называемом капсюле безопасности, элементы которого распределяют энергию удара по всей площади кузова. Помимо прочего, впереди и сзади автомобиля располагаются легко мнущиеся металлические буфера, закрепленные на специальных направляющих, задающих им направление движения при ударе. Благодаря направляющим исключается вероятность повреждения буфером человека в салоне.

Важно отметить, что технология поглощения ударов, разработанная более 10 лет назад, на сегодняшний день практически не претерпела значимых изменений. Автопроизводители, как ни странно, делают основной упор на активную безопасность пассажиров, в то время как классический концепт зон деформации продолжает включать в себя три составляющие: ячейка, санки, поглотитель. Во время лобового удара первыми сминаются шасси, далее энергия рассеивается благодаря поглотителям, а оставшийся «заряд» распределяется вдоль лонжеронов. Классическая конструкция сминаемых зон, несмотря на свою относительную эффективность, давно нуждается в доработке, ведь за последние 10 лет автоиндустрия сделала огромный шаг вперед.

Спасибо за внимание, и до новых встреч на Вопрос Авто. Напомню, что лучший способ выразить благодарность автору — это поделиться данной статьей с друзьями в социальных сетях, используя соответствующие кнопки, расположенные ниже.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *