Детально о том, что такое турбояма и о причинах ее появления

Детально о том, что такое турбояма и о причинах появления на двигателях эффекта "турбоямы"

Многие из вас когда-нибудь, наверное, слышали такое выражение как "турбояма" (turbo-lag), а может и не слышали, но уж точно когда-то испытывали это на себе. Для тех, кто не в курсе, турбояма — это эффект, который возникает во время движения автомобиля, а именно — вы жмете на газ на турбированном двигателе для того, чтобы ускориться, а этого не происходит, вместо этого вы получаете провал оборотов двигателя из-за инерции двигателя.

Турбояма может возникать как на дизельных, так и на бензиновых двигателях, на которых установлена турбина. Сегодня я расскажу о том, что такое турбояма, почему она появляется, а также о многих других интересных вещах, связанных с этим явлением.

Главной неприятностью турбоямы является нарушение динамики, из-за этого явления возникает задержка в разгоне автомобиля. Почему это происходит? Дело в том, что во время подачи большего количества горючего, мощность дизельного мотора увеличивается, однако если увеличивается исключительно подача топлива, топливо сгорает не до конца, то есть не полностью, в результате вместо прироста вы получаете падение мощности двигателя. В этой ситуации топливо не сгорает до конца из-за недостатка кислорода, который, как вы знаете, является неотъемлемой составляющей процесса горения топлива. Именно поэтому была придумана турбина, она способна обеспечить увеличенную подачу топлива необходимым количеством воздуха.

О том что такое турбина, как она устроена, и какие отличия между турбированным и атмосферным двигателями, я рассказывать не буду, об этом я детально написал в статье: "Турбина или атмосферник, что лучше? Выбираем двигатель правильно!". Вместо этого предлагаю перейти непосредственно к вопросу, что такое эффект турбоямы.

Выхлопные газы способны раскручивать турбину до 150 000 об/мин. и выше, чем больше будет выхлопных газов, тем выше будут обороты турбокомпрессора, тем большей будет подача воздуха в камеру сгорания. С целью контроля подачи воздуха был придуман специальный байпасный клапан, задача которого заключается в том, чтобы сбросить часть давления выхлопных газов, это делается для того чтобы двигатель не пошел "в разнос". Все вроде бы так, однако есть у этого решения большой недостаток. Всем нам хочется "всего и сразу", также и с педалью "газа" водитель жмет «в пол» и ждет быстрого отклика двигателя на действие, то есть резкого ускорения автомобиля. Но вместо этого происходит примерно следующее — машина едет не спеша, скорость небольшая, поэтому мотор работает на небольших оборотах. И тут резко водитель захотел ускорится, мало ли, обгон или просто "понты для девочек", водитель резко жмет "в пол" педаль газа, но вместо рывка получает провал, турбояму, ничего не происходит, а в голове возникает масса вопросов. Вот это и есть та самая турбояма и вызвана она задержкой турбины.

Как и почему возникает эффект "турбоямы"?

Вы скажете, а почему же так происходит, кто виноват в этом провале? Ответ кроется в следующем. Резкое нажатие на педаль сопровождается увеличенной подачей топлива в цилиндры, но вот проблема, выхлопных газов для резкого нагнетания большого количества воздуха в цилиндры нет, потому что для их появления нужно какое-то время, а водителю некогда ждать, он захотел именно сейчас. В общем, замкнутый круг выходит, большое количество топлива нуждается в большом количестве воздуха, который должна дать турбина, которая в свою очередь нуждается в большом количестве выхлопных газов, которые должны образоваться в результате сгорания той большой порции топлива, которая нуждается в большом количестве воздуха... Кто-то скажет бред, кто-то поймет, возможно кто-нибудь сможет объяснить этот эффект по-другому, но как не крути, именно так все и происходит, я надеюсь вы уловили смысл и поняли в чем именно заключается эффект турбоямы.

Решение проблемы турбоямы

Проблема турбоямы частично решена некоторыми инженерами, они придумали турбину с изменяемой геометрией, другие создали вторую дополнительную турбину, которая аккумулирует какое-то количество воздуха, на случай неожиданного желания водителя резко ускориться.

Спасибо, что посетили Вопрос Авто — сайт автомобильных советов!

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *